«Золотой период» татарстанской нефтянки и ее «третье дыхание»
В этом году в Татарстане отмечают сразу несколько знаменательных событий в нефтяной отрасли. Из них самые значимые юбилеи приходятся на 25 июля. Это 80-летие начала добычи нефти в республике и 75-летие открытия Ромашкинского сверхгигантского месторождения. Его освоение преобразило не только юго-восток Татарии, но и определило будущее всей страны.
Кроме того, 70 лет назад в Татарской ССР был создан трест «Татнефтегеофизика». Это дало толчок к появлению в регионе новой отрасли.
Еще через 10 лет, в 1963 году, начал работу Татарский институт нефтяного машиностроения.
Так республика получила свои кадры и научный потенциал не только в нефтедобыче, но и в смежных отраслях. ИА «Девон» дает обзор основных вех нефтяной отрасли республики.
БИТВА ЗА ПЕРВУЮ НЕФТЬ.
«Нефтяную историю» Поволжья ученые отсчитывают с XVI века. Но о появлении отрасли можно говорить лишь с середины ХХ века. Начиналось это так.
В 1939 году геологи приступили к промышленной разведке глубоким бурением Шугуровской, Сюкеевской и Булдырской структур. Была поставлена задача к концу пятилетки (1938-1942 гг.) начать промышленную добычу нефти.
В 1941 году, когда возникла угроза захвата немецко-фашистскими войсками северокавказских нефтяных промыслов, рядом с селом Шугурово срочно было начато разведочное бурение. 25 июля 1943 года из скважины №1 был получен промышленный приток нефти. Так открыли первое в Татарстане нефтяное месторождение - Шугуровское. Позже выяснится, что оно является лишь окраиной Ромашкинского.
Поначалу нефть перевозили в дубовых бочках на лошадях. Ближайшая железнодорожная станция Клявлино (ныне - Самарская область) находилась в 27 км. Лишь 5 мая 1946 года вышел приказ о строительстве нефтепровода.
«Сооружение первого в Татарии нефтепровода было подобно битве, – писал ученый-геолог Владимир КОРЧАГИН. – Оно развернулось в тяжелейших условиях послевоенной разрухи. У строителей не было ни автотранспорта, ни тракторов, ни бульдозеров, никакой-либо землеройной техники, не было даже специальных труб».
Несмотря на это, траншею вручную вырыли в рекордные два месяца.
Нефтепровод Шугурово – Клявлино монтировали около года. В мае 1947 года первый эшелон шугуровской нефти ушел со станции. Для обслуживания первого участка трубопровода 16 августа 1949 года приказом министра нефтяной промышленности Николая БАЙБАКОВА была создана Татарская нефтепроводная контора. От нее ведет историю АО «Транснефть – Прикамье».
КАК ОТКРЫЛИ ГИГАНТСКУЮ «РОМАШКУ».
В 1946 году Сталин заявил «Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно… до 60 млн тонн нефти. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше».
Эта цифра казалась недосягаемой, но не выполнить задачу было нельзя.
Долгий и тяжелый труд нефтеразведчиков не всегда был успешным. Но они упорно шли к цели, отстаивая свое мнение на всех уровнях власти. Огромную надежду геологи возлагали на скважину № 3. Ее заложили на склоне горы возле села Тимяшево (Ромашкино) Ново-Письмянского района.
Бурение велось в сложнейших условиях. Отсутствовало электрооборудование, а аварии приходилось ликвидировать месяцами. Проходка скважины была завершена 31 мая 1948 года. В июне скважина вошла в девонские отложения и вскрыла мощные нефтеносные песчаники.
Историческим днем для всех нефтяников республики стало 25 июля 1948 г., когда из скважины вырвался мощный фонтан нефти. Суточный дебит составил 120 тонн. Так было открыто уникальное Ромашкинское месторождение.
Затем геологи пробурили группу разведочных скважин на расстоянии от 6-7 км от скважины № 3. Риск оказался оправданным - скважины подтвердили наличие нефти. Исследования показали, что месторождение является многопластовым.
ВСЕСОЮЗНЫЙ ПОЛИГОН.
«Ромашка», как ее называли нефтяники, стала всесоюзным полигоном для испытания новых технологий. К примеру, инженеры объединения «Татнефть» впервые в мировой практике успешно провели внутриконтурное заводнение. Это позволило намного ускорить извлечение запасов нефти и сэкономить огромные средства. Этот метод теперь используется на месторождениях во всем мире.
Этапным для отрасли стало постановление Совета Министров СССР от 28 апреля 1950 г. «О мероприятиях по ускорению развития добычи нефти в Татарской АССР». Документом предписывалось создать производственное объединение «Татнефть». Его начальником назначили Алексея ШМАРЕВА, неординарную личность и талантливого руководителя.
Тогда в сжатые сроки на юго-востоке Татарской ССР развернулось масштабное строительство. Одновременно с разработкой месторождений необходимо было срочно прокладывать дороги, трубопроводы и электролинии. В течение нескольких лет в регион приехали около 100 тысяч человек. Это потребовало массового строительства жилья.
В итоге преобразился весь юго-восток Татарстана. Возникли новые города и поселки – Альметьевск, Лениногорск, Нижнекамск, Азнакаево, Бавлы, Джалиль, Актюбинский. Преобразились старые города: Бугульма, Елабуга, Мензелинск, Заинск, Нурлат.
ТАК СОЗДАВАЛИ НЕФТЕСЕРВИС.
Параллельно появилась и основа будущей нефтесервисной отрасли. Созданная в 1953 году «Татнефтегеофизика» должна была выполнять промыслово-геофизические работы и другие исследования. Поначалу трест испытывал сложности с материальным обеспечением. Не хватало оборудования, стройматериалов, жилья для специалистов… Мешали и человеческий фактор, и большая текучка кадров.
Несмотря на это, уже в первые месяцы трест перевыполнял планы по физическим объёмам, сметной стоимости и снижению себестоимости.
Интенсивное освоение нефтепромыслов потребовало проведения больших объемов научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ. Для этого в Бугульме начали создавать научную и проектную базу. Татарский нефтяной научно-исследовательский институт (ТатНИИ) начал работать в мае 1956 года. Его директором стал Василий ЕРОНИН, бывший главный инженер "Татнефти".
В 1960-е годы возле скважины № 19 Абдрахмановской площади начал действовать научно-экспериментальный полигон института ТатНИИ. Ученые на месте решали проблемы повышения эффективности нефтедобычи. На Ромашкинском месторождении понадобилось создать совершенные методы исследования скважин и пластов, приборов для контроля за основными глубинными параметрами.
Республикой бугульминские ученые не ограничивались. Они проектировали промысловые объекты на нефтяных месторождениях Западной Сибири. Ирака, Казахстана, Удмуртии, Коми.
Сегодня в нефтяных районах Татарстана по проектам "ТатНИПИнефти", преемника ТатНИИ, строятся жилые дома, научно-образовательные учреждения, больницы, профилактории, поликлиники…
В 1950-х годах Татарская ССР располагала самыми крупными в стране промышленными запасами нефти. Но для интенсификации добычи необходимо было оборудование, приспособленное к специфике недр Татарстана. Поэтому руководство «Татнефти» предложило создать Казанский филиал Азербайджанского института нефтяного машиностроения.
В 1971 году на базе филиала создали самостоятельный Татарский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт нефтяного машиностроения. Конструкторами «ТатНИИнефтемаша» было изобретено и внедрено большое количество оборудования сброса пластовой воды. В институте создавали деэмульсационные и сепарационные установки, установки для дозирования ингибиторов коррозии и очистки промысловых сточных вод и т.д.
СПАД.
В 1956 году Татнефть» вышла на первое место в Советском Союзе по объему добычи. Этот рекорд удалось удерживать 17 лет. В 1960-е годы республика добывала свыше трети всей нефти страны (этот период можно назвать «золотым веком» добычи в Поволжье – прим. Информ-Девон).
К добыче первого миллиарда тонн, 14 мая 1971 года, «Татнефть» шла 28 лет. В 1975 году добыча уже превысила 103,7 млн тонн черного золота. Тогда лишь пять стран мира — США, Саудовская Аравия, Иран, Венесуэла и Ирак — добывали нефти больше, чем Советская Татария.
Благодаря поволжской нефти страна получила колоссальные ресурсы для восстановления экономики и подъема уровня жизни.
«35 лет вся экономика Советского Союза держалась на татарской нефти», — говорил председатель Госплана СССР Николай БАЙБАКОВ.
Но начиная с 1976 года, в Татарии начался процесс падения добычи. Несмотря на это, чтобы извлечь второй миллиард, понадобилось всего 10 лет. Это событие отмечала вся республика. Эпицентром торжеств стал Альметьевск, а нефтяников поздравил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид БРЕЖНЕВ. А вот третий миллиард тонн нефти добыли только 1 сентября 2007 года.
Стало ясно, что «легкая» нефть закончилась. За это время добыча сократилась в 3 раза и упала к 1991 году до 32,5 млн тонн в год. Согласно прогнозам, этот показатель к 2000 году должен был опуститься до 14,5 млн тонн. Кроме того, во время распада СССР и кризиса 1990-х годов был нанесен серьезный урон всей геологической отрасли.
«Татарстану очень повезло, что он сохранил свою разведку, – вспоминает бывший главный геолог «Татнефти» Ренат МУСЛИМОВ. По его словам, специалистам «Татнефтегазразведки» всегда была присуща большая осторожность в оценках запасов открытых месторождений. Значительные запасы, по выражению Муслимова, были «припрятаны», чтобы республику не задушили непомерными планами.
«ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ».
Благодаря науке и новым технологиям удалось в 1995 году не только остановить спад, но и увеличить добычу. В Татарстане доказали, что нефтеотдачу можно поднять с 30 до 50 и более процентов. Вместе с тем, истощенность основных залежей вынудила «Татнефть» взяться за трудноизвлекаемые запасы.
Для разработки ТРИЗов по Указу президента РТ от 1997 года о мерах по увеличению нефтедобычи в республике были созданы малые нефтяные компании. МНК получили самые сложные залежи. Им предоставили льготы и доступ к инфраструктуре «Татнефти».
«Республике это не было дозволено, но мы особо и не спрашивали – ведь страна была на распутье, – признавал президент РТ Минтимер ШАЙМИЕВ. – В конечном итоге все решения оправдали себя».
Благодаря, в том числе, этому шагу с 1999 года начался стабильный рост. Нефтяная отрасль после многолетнего спада обрела второе дыхание.
С 2006 года «Татнефть» начала добывать сверхвязкую нефть (природный битум) по собственной технологии. Сегодня добывается около 3 млн тонн СВН в год. Компания подбирается к другим тризам– карбонатам и доманиковой нефти.
Сегодня «Татнефть» активно внедряет собственные разработки в области повышения нефтеотдачи. Среди них - методы бурения горизонтальных скважин с многостадийным гидроразрывом пласта (МГРП), кислотные обработки и т.д. Это позволяет стабилизировать уровень добычи на «Ромашке» на уровне 15 млн т в год.
Интересно, что запасы некоторых залежей уже должны быть давно извлечены. А добыча нефти из них, тем не менее, продолжается. При благоприятных условиях, считают ученые, сроки разработки супергиганта увеличатся на 150–200 лет.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Поэтому «Татнефть» оптимистично смотрит в будущее. В 2022 году была принята стратегия, которая предусматривает увеличение нефтедобычи с 29,1 до 40,5 млн тонн к 2030 году. Одновременно делается акцент на увеличение объема и глубины переработки сырья. Сегодня «Татнефть» владеет одним из самых инновационных нефтеперерабатывающих заводов в РФ. В 2022 году на ТАНЕКО произведено 16,2 млн тонн нефтепродуктов. И этот показатель будет расти.
Параллельно компания диверсифицирует свой бизнес, развивая нефтехимию, розничную торговлю моторным топливом, альтернативную энергетику…
Поставлена еще одна амбициозная цель: стать углеродно нейтральной к 2050 году. Можно сказать, это станет третьим, безуглеродным дыханием нефтянки Татарстана.
Все эти цели благоприятно воспринимаются фондовым рынком. Инвесторы считают компанию одной из самых перспективных и устойчивых в нефтегазовом секторе. Независимые аналитики также признают «Татнефть» образцом прозрачности и предсказуемости.